Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Перед любознательными слушателями выступит историк науки Игорь Дмитриев доктор химических наук, проф., директор Музея-архива Д. И. Менделеева Санкт-Петербургского государственного университета, профессор кафедры философии науки и техники Института философии СПбГУ. Он расскажет об одном из самых драматичных эпизодов в истории науки раннего Нового времени инквизиционном процессе над Галилео Галилеем (1633).
Речь пойдет о предложенной автором и изложенной им в только что вышедшей в свет книге «Упрямый Галилей» (М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 848 с.) новой трактовке одного из самых драматичных эпизодов истории европейской науки начала Нового времени – инквизиционного процесса над Галилео Галилеем 1633 года.
Сам процесс и предшествующие ему события рассмотрены сквозь призму разнообразных контекстов эпохи: теологического, политического, социокультурного, личностно-психологического, научного, патронатного, риторического, логического, философского и др. Выполненное автором исследование показывает, что традиционная трактовка указанного события (дело Галилея как пример травли великого ученого церковными мракобесами и как иллюстрация противостояния передовой науки и церковной догматики), мягко говоря, не вполне соответствует действительности, равно как и расхожие пошлости вроде утверждения, будто Галилей после отречения заявил «А все-таки она вертится».
Процесс над Галилеем – событие сложное, многогранное и противоречивое. Приговор, вынесенный ученому, стал результатом вынужденного компромисса, когда публично объявленное обвинение (в поддержке гелиоцентризма) не соответствовало тому, в чем папа Урбан VIII видел подлинное преступление Галилея.
Вопросы, на которые вы получите ответы:
Наука обладает таким свойством как проблемность. То есть решая один вопрос, мы получаем букет новых, и зазор между известным и неизвестным растет, в силу чего наше незнание становится содержательней и богаче.
Поэтому слушатели получат не «ответы» на какие-то вопросы, а точку зрения профессионального историка науки по следующим вопросам:
Об эксперте:
ИГОРЬ ДМИТРИЕВ
родился на Кузнечном рынке во вторник по личному указанию бабушки с целью изучения истории отечественной и зарубежной науки. По окончании без сожаления восьмилетней школы с одной тройкой (по поведению) поступил по личному указанию бабушки же в физико-математическую школу № 38, которую окончил с серебряной медалью, после чего был по блату принят в СПб государственный университет на химический факультет. По окончании химфака был отправлен лаборантом в Музей-архив Д. И. Менделеева по личному указанию декана. Вскоре защитил по просьбе бабушки кандидатскую диссертацию на очень ученую тему по истории квантовой химии, после чего женился второй раз и завел любимую дочку, которую при первой возможности (поглядев пристальным взглядом историка на победивших демократов) отправил в США с $20 и добрым напутствием «Не скучай, если дура, то вернешься!». Оказалось, что не дура.
Игорь Сергеевич является автором 150 научных работ, в том числе монографий: «Квантовая химия, ее прошлое и настоящее» (1980); «Электрон глазами химика» (1983), «Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи» (1999); «“Союз ума и фурий”: французская наука в эпоху революционного кризиса конца XVIII столетия» (2010); «Человек эпохи перемен: очерки о Д. И. Менделееве и его времени» (2004); «Бензольное кольцо Российской империи: создание коксобензольной промышленности на Юге России в годы Первой мировой войны» (2005); «Искушение святого Коперника: ненаучные корни научной революции» (2006); «Увещание Галилея» (2006), ""Упрямый Галилей"" (2015) и др. Игорь Сергеевич окончил Химический факультет Санкт-Петербургского (тогда Ленинградского государственного университета) по кафедрам радиохимии и квантовой химии. После окончания работал в университетском Музее-архиве Д. И. Менделеева.
Затем, по личному указанию бабушки, защитил докторскую диссертацию на еще более ученую тему по истории атомистики в XVII XIX вв. В начале 1990-х был выбран директором Музея-архива Д. И. Менделеева, который в предыдущие 10 лет пребывал в состоянии глубокого и беспросветного ремонта. Уволив половину попавшегося на глаза персонала, быстро сляпал новую экспозицию и стал принимать там гостей. Будучи тонким знатоком особенностей российского среднего образования, был приглашен на работу по совместительству в качестве профессора кафедры теории и методики естественнонаучного образования СПб Академии постдипломного педагогического образования (АППО). С началом нового тысячелетия проф. Ю. М. Солонин после пяти лет колебаний решился-таки решился взять И. С. Дмитриева на полставки профессора кафедры философии науки и техники при условии, что он (И.С.) не будет просить философов выступать только по делу и уговаривать их отказаться от идеи будто движение мысли является следствием движения языка во рту.
По ряду вопросов истории науки И. С. Дмитриев выказал странные и неожиданные знания. В научной работе является сторонником методологии наглого перфекционизма. Кроме того, он обладает поразительной неприхотливостью к начальству. Перед лекциями не пьет. С женским полом воздержан до неприличия, но бывают сбои. Обладает ярко выраженными экстрасенсорными способностями: когда публично говорит о российской власти, начальство меняется в лице. В полемике неизменно корректен, научную дискуссию ведет, как правило, не прибегая к тяжелым предметам.
То, что ему интересно в науке (так называемая область его научных интересов): интеллектуальная революция XVI XVII веков, личности и творчество Н. Коперника, Ф. Бэкона, Г. Галилея, И. Ньютона, Р. Бойля, Б. Паскаля и других героев интеллектуальной революции Нового времени, французская наука XVIII столетия, жизнь А. Л. Лавуазье, социокультурный контекст развития науки в разные исторические периоды, плагиат как фактор развития науки, процесс институализации науки в разных странах, взаимоотношения науки и искусства.
То, что ему совершенно неинтересно в науке и около нее: наука советского периода, РПЦ и ее отношения к науке и с учеными, работы по философии науки советских авторов (за редким исключением, например, работы М. А. Розова, М. К. Петрова и некоторых других), анализ того, что происходит с нынешней российской наукой и научным образованием, дилетантские работы и выступления. Кроме того, будучи сыном двух востоковедов, совершенно равнодушен к культуре Востока (во всех ее проявлениях).
Дополнительные материалы
Философ: Ваше высочество, дамы и господа, я могу только вопрошать себя,
к чему все это поведет?
Галилей: Полагал бы, что мы, ученые, не должны спрашивать, куда может
повести истина.
Философ (яростно): Гоподин Галилей, истина может завести куда угодно!
Б. Брехт. Жизнь Галилея
Дискуссионнный клуб Щепотка Соли
Если вы хотите предложить тему встречи или интересного спикера, вы можете сделать это здесь.